О Проекте

С 12 июля по 25 августа 2012г. ИЗОЛЯЦИЯ проводит третью ежегодную программу резиденций для художников. 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА РЕЗИДЕНЦИЙ’12

ДВИЖУЩЕЕСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ подобно ассортименту оптических приборов в научной лаборатории, позволяет получить доступ к пространствам самых различных измерений  – от наименьшего до наибольшего.

ТУРБОРЕАЛИЗМ – движение в русскоязычной литературе, появившееся в 1990-х и оппозиционное основному течению фантастики в целях избежания гнета пропаганды на ментальное пространство воображения. Турбореализм характеризуется психологическим субъективизмом и особыми онтологическими принципами, по которым реальность воспринимается как коллективная фикция, а истина как её верификационная технология. Несмотря на кратковременность и профильную критику, сегодня турбореализм может служить символом стремления к трансформации и метафорой крайне необходимых усилий  для становления новых принципов посредством действия.

ДОНЕЦК – город с населением более миллиона, расположенный в Донбассе – традиционно шахтерском регионе в восточной Украине. Начиная с первого промышленного поселения, основанного уэльским предпринимателем в 1869 г. вокруг нового металлургического завода, городской ландшафт пережил целый ряд стремительных трансформаций, которые можно проследить по развитию сети производственной базы и по множественным слоями архитектурных выражений власти. В городе изобилие социалистического жилья всех эпох советской власти, разваливающихся зданий в стиле Le Corbusier, а также навеянных научной фантастикой округлых конструкций, встроенных бок о бок с иконическим символом урбанистического ландшафта – холмообразными терриконами. Сегодняшний Донецк выступает свидетелем появления башен нового времени, прорастающих повсюду как гигантские грибы и отражающих демагогию нео-либерального мышления.

ИЗОЛЯЦИЯ – это неприбыльный негосударственный фонд современного искусства, расположенный на территории бывшего завода по производству изоляционных материалов в Донецке. Имя, унаследованное от названия завода, в точности отражает миссию проекта: сохранить индустриальное наследие региона и одновременно создать нечто новое, вдохновляющее социальное и культурное развитие. ИЗОЛЯЦИЯ расположена на промышленной окраине города, окруженной многочисленными, частично еще действующими, заводами.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОРЫВ

Можно рассматривать «Вне земли» Константина Циолковского как историю программы художественных резиденций – шесть иностранцев французского, британского, немецкого, американского, итальянского и российского происхождения живут в замке в долине среди высших пиков Гималаев, посвятив себя исследованию и педагогическим занятиям. Однако новелла, написанная в 1917 г. одним из отцов-основателей астронавтики и ракетостроения России, является описанием возможного будущего, в котором международное сообщество успешно осуществляет путешествие в космос. Во время своего первого космического полета «резиденты» проводят ряд научных экспериментов, которые постепенно приводят к самодостаточному образу жизни.

Научная фантастика, подобно сказке и новелле-фэнтези, выражает напряженность между возможностями человека и его неосуществимыми желаниями. Согласно исследованиям Роже Кайуа о литературе и визуальном искусстве, эти жанры появляются по очерёдности с развитием логики, обусловленной определённым временем. В то время как фэнтези основано на тревожном увлечении непостижимым, научная фантастика ближе к аллегории и может служить социальной сатирой.

В то время, когда Кайуа опубликовал свои исследования, научная фантастика уже получила серьезное академическое внимание, как литературная дисциплина,  ставшая в 1980-е частью исследований в культуре и кино, а также в прочих сферах. Десять лет спустя, в русскоязычных литературных кругах появилось новое самостоятельное движение «Турбореализм». Первоначально связанный с наследием Стругацких, «фантастичным реализмом», Турбореализм представлял собой амбициозный интеллектуальный проект, направленный на создание философской научной фантастики, в значительной мере посвященной психо-социальным, политическим и метафизическим вопросам. Турбореализм можно рассматривать как эмансипацию, продвигаемую для развития новых высказываний, которые являются диалектом более широкого понятии языка сказки, фэнтези или научной фантастики. Некоторые концептуальные основы, поддерживаемые писателями-турбореалистами, все еще резонируют в культуре – идея «эпи-катастрофы», как непрекращающегося космологического бедствия человечества, устраняет необходимость утопического идеализма и одновременно поощряет приземленный гуманизм.

Сегодня, в эпоху переосмысления значения границ, например, в отношении к природным ресурсам с освоением астероидов, новые формы высказываний для рассуждения о будущем являются важной задачей. Кроме того, с наступающей коммерциализацией космических путешествий и ресурсов, можно наблюдать противоположный подход к завоеванию новых пространств,  отличающийся от утопического видения Циолковского, которое было основано на равенстве и братстве –  уходящих идеалах, возможно обреченных на то, чтобы остаться архивным материалом в пределах планеты Земля.

Comments

comments